29, Апрель 2020

«Мотивацию сотрудников голосом сложно перевести на удаленный режим»

Как эффективно организовать перевод сотрудников на дистанционную работу, РБК+ рассказал генеральный директор компании — системного интегратора iCore Руслан Демидов.

— Для одних отраслей пандемия обернулась комой, для других открыла новые возможности. Какие вывидите возможности?

— Возможности прежде всего связаны сизменением среды общения. Если досих пор цифровизация бизнеса рассматривалась больше как дань моде, тосейчас она стала единственно возможным способом ведения бизнеса для большинства отраслей. Досих пор нашими решениями вобласти создания мультимедийных комплексов иплатформ для видео-конференц-связи (ВКС), организации совместной работы удаленных команд сиспользованием виртуальных переговорных комнат исистем планирования регулярных многоточечных сеансов связи пользовались преимущественно компании стерриториально распределенной инфраструктурой.

Сейчас ситуация изменилась. Иэто возможности как длянас, как системного интегратора, так идля бизнеса, который, посути, открывает для себя новые технологические возможности.

Наряду стеми, кто погрузился вдепрессию, некоторые компании активно перестраивают свои бизнес-процессы, меняют принципы коммуникации иуправления командой, ищут идеи, чтобы непросто выжить, нозаполнить освобождающуюся территорию. Даже компаниям, которые оказались втяжелом положении, важно понимать, что рано или поздно вынужденная самоизоляция закончится иситуация начнет стабилизироваться. Нужно сохранить свой потенциал, переориентироваться нанастройку иулучшение внутренних процессов. Иоставить рынку месседж «Бизнесжив, ион будет готов максимально удовлетворить отложенный спрос».

— Выросли спрос наваши услуги состороны компаний, которые раньше непроявляли интереса кразвитию коммуникационной инфраструктуры?

—Да, появился интерес ктехнологиям ирешениям, позволяющим организовать работу вдистанционном режиме. Иэтот спрос продолжает расти.

Сами технологии ВКС проходят стресс-тестирование: необходимо принимать вовнимание массу нюансов при организации того или иного решения под потребности конкретного бизнеса. Причем учитывать нужно нетолько технические возможности, нои культуру компании. Изменения нарынке затрагивают глубинные организационные особенности бизнеса. Административно-командную систему управления компанией имотивацию сотрудников голосом крайне сложно перевести наудаленный режим. Подчиненные могут просто убавить громкость. Для бизнес-культуры вроде холакратии такой переход будет более естественным. Поэтому недостаточно просто получить инструмент для удаленного доступа, стиль управления тоже нужно адаптировать. Персонал должен был готов меняться всторону большей ответственности исамостоятельности при сниженном уровне контроля.

— После того как самоизоляция закончится, управление бизнесом изменится?

— Демократичные модели управления, которые вбольшей степени доверяют сотрудникам, получат преимущество засчет более бесшовного перехода надистанционный формат. Уже сегодня для таких компаний это конкурентное преимущество.

Наша корпоративная культура, например, построена натом, что сотрудники сами контролируют свое рабочее время ираспределяют задачи, они могут работать удаленно. Это еще ивыгодно: мыможем обойтись меньшей площадью, меньшей инфраструктурой. При этом закаждой позицией строго регламентированы показатели качества. Нам относительно легко сейчас работать, хотя мытоже привыкли копределенному объему личного общения.

— Какие задачи перед бизнесом ставит массовый перевод сотрудников надистанционную работу?

— Необходимы технологические средства организации удаленной работы, обеспечивающие качество иуровень связи. При этом важно четко определить тусреду бизнес-коммуникации, которая должна быть перенесена вдистанционный формат. Наша экспертиза как раз заключается втом, чтобы сучетом особенностей заказчика адаптировать кдистанционному общению функционал, который необходимо перенести вудаленный доступ. Технологий много, имы стараемся применять теили иные решения, исходя иззадач конкретного бизнеса.

Кроме того, удаленное общение подразумевает усиление информационной безопасности компании. Потому что дистанционное общение, обмен документами, файлами идаже разговор повидео-конференц-связи несут определенные риски.

Еще один важный вопрос— организация коммуникационной среды: рабочее место должно быть пригодно для участия вконференции. Это позволит избежать ситуаций, когда, например, вовремя онлайн-совещания укого-то назаднем фоне проходит собака или личная жизнь врывается вконференцию иным способом, отвлекая исоздавая неловкие моменты.

Вкомпании должна быть выработана поведенческая культура распределенной коммуникации. Сотрудники должны владеть особенностями ипринципами дистанционного общения, соблюдать элементарные правила поведения. Простейший пример: если тыне говоришь, необходимо выключить микрофон.

Задачи, которые немогут быть выполнены наудаленке, также необходимо выделить вотдельный пул ивыработать алгоритм ихрешения иобеспечения. Для нас это техподдержка иобслуживание инфраструктуры заказчиков врамках сервисных контрактов. Эти работы сейчас выполняются вштатном режиме ссоблюдением всех мер безопасности.

— Есть разница ворганизации удаленной работы компаний изразных отраслей?

— Сточки зрения инфраструктуры большой разницынет. Применяемые решения зависят отзадач потребителя. Если необходимо организовать интерактивное общение, это одно, технологические решения для массовой аудитории— другое.

Есть технологии, обеспечивающие эффект присутствия. Они достаточно затратны итребуют времени—вчастности,насоздание исполненных поопределенному стандартупереговорных. Вусловиях массового спроса, как правило, применяются более простые решения, наоснове доступных сотрудникам каналов исредств связи.

Безусловно, важно, какое используется аппаратно-программное решение. Оно обеспечивает качество связи иможет поддерживать качество сервиса таким образом, чтобы общение непрерывалось. Приоритет должен быть, например, уголосового трафика. Потому что если вытеряете картинку, тоэто нетак страшно, как если искажается звук ивы теряете возможность нормально общаться.

Ночтобы любое техническое решение работало, необходима налаженная коммуникация. Поэтому мыобеспечиваем комплексный подход: взависимости отнеобходимого бизнесу формата коммуникации применимы различные сценарии, мыэти сценарии разрабатываем, прогоняем через собственную лабораторию итолько после этого реализуем.

— Какие технологии обеспечивают стабильный ибезопасный цифровой доступ, контроль имониторинг активности сотрудников?

— Простой доступ ккорпоративной среде излюбой точки обеспечивают, например, технологии удаленных рабочих столов: пользователь получает привычное окружение иосновные бизнес-приложения исервисы.

Стабильный ибезопасный цифровой доступ ккорпоративным информационным системам иданным при этом обеспечивают системы унифицированного управления конечными устройствами. Такие UEM-решения позволяют использовать как полностью управляемые ИТ-службой корпоративные устройства, так иличные устройства свыделенной защищенной рабочей областью.

Вусловиях самоизоляции при настройке средств групповой коммуникации исовместной работы над документами ипроектами важно, чтобы невозникало сложностей сих использованием наперсональных смартфонах ипланшетах.

Для управления иконтроля работой удаленных команд тоже есть масса продуктов, например Bitrix24 иJira, которые могут быть развернуты винфраструктуре или воблаке. Основная сложность— привить сотрудникам культуру работать сданными средствами инаучить следовать «правилам игры»: необходимо осознание подотчетности иответственности перед коллегами, формирование ценностей командной работы.

— Компании ИТ-сферы оказались наиболее подготовлены кновым принципам коммуникации. Какие еще отрасли, наваш взгляд, сейчас могут выиграть отудаленной занятости?

— Наряду сИТ-бизнесом ителеком-рынком возможностями организации удаленной коммуникации обладают крупные сырьевые инефтехимические компании. Например, вкомпаниях «Сибур» и«Газпром нефть» всилу распределенной физической инфраструктуры достаточно давно отработана культура дистанционного делового общения.

Самоизоляция станет стимулом впервую очередь для сферы образования. Мынаблюдаем активный спрос нанаши услуги вотрасли. Учитываято, что образовательные организации располагают ограниченными бюджетами, будет необходимость вразработке для них оптимальных решений.

Переводить вонлайн будут имероприятия студийного характера— съемки, телепередачи, массовые мероприятия.

— Насколько долгосрочными будут последствия?

— Школьники вусловиях самоизоляции массово погружены вобразовательную онлайн-среду. Это исторический момент. Учитывая, что большинство изних, что называется, рождены спальцем накнопке ине знают жизни без смартфона, формируется новое поколение, для которого онлайн-общение иудаленная занятость станет нормой.

Будущее уже наступило. Многие компании будут инвестировать вцифровизацию иорганизацию удаленных рабочих мест сцелью повышения устойчивости бизнеса. Аэто еще ивозможность для расширения, иконкурентное преимущество.

Источник